Письмо М.С. Горбачеву. Архивы Т. Усубалиева.

«Я проработал под руководством пятерых Генсеков ЦК КПСС — Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, Ю В. Андропова, К. У. Черненко и последнего М. С.. Горбачева. С первыми четырьмя Генсеками мои взаимоотношения были совершенно нормальными, базировались на сугубо партийных принципах. Они по достоинству оценивали мои усилия по руководству республикой, по-товарищески, доброжелательно поправляли меня, когда я допускал недостатки в работе, они были настоящими коммунистами-интернационалистами. Они были по национальности русскими, но заботились не только о русском народе, но и о нерусских народах, об их социально-экономическом и духовном развитии, об укреплении единства Союза. Это — не пропагандистские слова, а реальность.

Таких качеств, к сожалению, не было у Горбачева. И тогда, когда он был одним из секретарей и членом Политбюро, и впоследствии, когда стал Генсеком, Его плохо скрываемое, по-существу шовинистское настроение, неприязненное отношение к нуждам и запросам национальных республик отталкивало нас, руководителей многих национальных республик, от него. Я, например, не получал поддержки Горбачева — секретаря ЦК, ведающего агропромышленным комплексом, в решении многих насущных проблем сельскохозяйственного производства нашей республики. У меня не было особого желания звонить Горбачеву, советоваться с ним по тем или иным сельскохозяйственным проблемам. Потому, что он очень часто различными отговорками отвергал мои предложения по сельскохозяйственным проблемам республики. Все же я шел к нему, звонил, соблюдая установившийся формальный порядок в работе секретарей и членов Политбюро ЦК. Просьбу республики о решении той или иной сельскохозяйственной проблемы я должен был в первую очередь докладывать Горбачеву, поскольку он курировал эту отрасль и независимо от его отношения к нашей просьбе. И только после этого надо было обращаться к первым руководителям страны.

В связи с тем, что моя инициатива очень часто не находила поддержки у Горбачева, я действовал обходным путем, чтобы через его голову решить сельскохозяйственные проблемы республики. Это мне нередко удавалось, так как первые руководители Союза внимательно и объективно подходили к решению нужд и запросов республики, это мне доставляло огромное удовлетворение. Вместе с тем такое положение усиливало скрытое недовольство Горбачева моими действиями, он их расценивал как подрыв его авторитета. Это он давал мне знать в самой различной, причем в утонченной форме. Иногда я про себя думал: бог с ним, Горбачевым, с его недовольством мною. За интересы республики обязан постоять, чего бы мне не стоило…»

Т. Усубалиев. «Как меня преследовали горбачевцы. Моральный и политический террор. Том 3 воспоминаний. Бишкек 1997. С. 12-13

В архивах Фонда Т. Усубалива сохранился черновик письма Т. Усубалиева, адресованного М.С. Горбачеву, после ухода на пенсию с поста Первого Секретаря ЦККП Киргизской ССР. Письмо в полном варианте нигде не публиковалось. В этом письме Т. Усубалиев аргументированно возражает и доказывает безосновательность обвинений в его адрес за период работы на посту руководителя республики. Между тем, учитывая тот факт, что между Т. Усубалиевым и М. Горбачевым всегда присутствовало недопонимания, генеральный секретарь СССР оставил это письмо без ответа, однако впоследствии, все обвинения были сняты и признаны безосновательными.

Читать в PDF:



Рубрики:Ответы оппонентам, Статьи и выступления, Читальный зал

Оставьте комментарий