В этом году в Кыргызстане аксакалу кыргызской политики Турдакуну Усубалиеву 6 ноября исполнилось бы 100 лет. К юбилею принято решение присвоить его имя Курпсайской ГЭС и площади в центре Бишкека. О том, каким человеком, семьянином и политиком был Турдакун Усубалиев, что думал о развитии Кыргызстана, а что не успел сделать, в интервью ИА «CA-IrNews» рассказал внук легендарного руководителя и директор Общественного Фонда Т. Усубалиева, Эсен Усубалиев.
Интервью с директором Общественного Фонда Т. Усубалиева, к.и.н., Эсеном Усубалиевым.
— Каким человеком был для вас Турдакун Усубалиевич? Расскажите о его наиболее примечательных качествах и личности?
— Сколько я себя помню, мой дедушка, всегда был для меня чем-то незыблемым, непоколебимым. Фигурой, которая всегда присутствовала в нашей повседневной жизни, своего рода примером для подражания, говорим ли мы о поведении в обществе, отношении к окружающим, к учебе или к жизни в целом. Понимаю, что это может звучать как клише, но по-другому воспринимать не получалось, ведь он всегда оставался, прежде всего, фигурой политической.
Это не говорит о том, что он всегда сохранял дистанцию, либо был отстранённым, а скорее говорит о том, что в его присутствии, ты просто автоматически становился собранным, подтянутым, говорил четко и ясно, понимая, что перед тобой не просто твой дедушка, а выдающийся политический лидер государственного масштаба. Просто это требовало соответствующего отношения.
Турдакун Усубалиев. Фотография: Общественный Фонд Т. Усубалиева
При этом мы, близкие ему люди никогда не чувствовали напряжения в разговоре с ним — к своим детям и внукам он относился так, как относятся любые дедушки в любой семье — был строг и мягок, требователен и снисходителен. Любил шутить, всегда внимательно слушал о том, что происходит в твоей жизни, задавал вопросы. Иногда такие, что заставали тебя врасплох, и ты понимал, что несмотря на разницу в поколениях, дедушка хорошо разбирался в той или иной жизненной ситуации. Это конечно опыт прожитых лет…
Относительно особенностей его характера, то меня всегда восхищала его аскетичность, достаточность во всем, отсутствие любви к роскоши, излишествам, простота в жизни. Еще его феноменальная память. Практически до 93 лет жизни (а ушел он в возрасте 95), он помнил практически все, что было связано с его деятельностью — любой объект, главных строителей и инженеров, председателей колхозов, объемы промышленного производства либо экономические показатели то или иной отрасли.
До конца жизни он оставался руководителем республики, который знал все о своей стране…. И еще он любил музыку — Бетховен, Моцарт, оперу на произведения Россини, Верди, Масканьи, Леанковалло, Пуччини. У дедушки была богатая фонотека великих композиторов и музыкантов. Т. Усубалиев был разносторонней личностью, но, конечно, это могли знать только близкие люди.
— Что для Турдакуна Усубалиева было на первом месте? Семья или работа?
— Государственные деятели всегда жертвуют семьей, а сама семья также приносит в жертву собственные интересы ради работы руководителя республики, осознавая какая ответственность лежит на нем. Когда мне было 6 лет, мне и другим детям, удавалось видеть дедушку только утром за завтраком, при этом завтракал он отдельно, но мы бежали сломя в голову в главный зал для того, чтобы взять с его стола что-то, либо попросить его о чем-то.
Самое главное наше желание в то время было попросить проехаться с дедушкой от дома до ворот резиденции на представительском автомобиле «Чайка» либо «ЗИЛ». Это примерно 500 метров, но 500 метров безмерного мальчишеского счастья, после чего нас строго выгоняли из салона, и мы счастливые бежали обратно домой.
Турдакун Усубалиев с внуком Эсеном: семейный архив.
— В своей книге, Турдукун Усубалиевич назвал воду самым ценным богатством региона. Как ваш дед видел решение проблемы водопользования в Центральной Азии, что он предлагал для сохранения и приумножения воды в Кыргызской Республике?
— Одно из важных достижений его деятельности, но уже в качестве депутата Жогорку Кенеша, это принятие Закона о «Межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики», согласно которому вода является таким же товаром как нефть, газ и другие природные ресурсы.
Решение в области водных ресурсов для Центральной Азии заключалось в том, что страны низовья (Казахстан, Узбекистан и Туркменистан) как и в советское время, должны компенсировать наши (и Таджикистана) затраты за сбор, накопление и сохранение воды в зимний период, в том числе и поддержание работы гидротехнических сооружений, за это мы в весенне-летний период осуществляем подачу воды на нужды сельского хозяйства этих стран.
Без признания того, что вода такой же товар, как и другие ресурсы, проблемы водопользования в регионе не могут быть справедливо решены. При этом, вопросы сохранения и приумножения водных ресурсов, зависят также от того, насколько страны региона будут согласны сокращать количество тепловых электростанций, выбросы которых не только создают парниковый эффект, но и оседают на ледниках, что приводит к их исчезновению. Нет ледников, нет воды в регионе. Так что это сложная, комплексная проблема, требующая коллективного и справедливого решения.
— Турдакун Усубалиев многое сделал для Кыргызстана и своего народа, его достижения можно долго перечислять. Знаете ли вы, о чем больше всего сожалел ваш дедушка, что он еще не успел сделать, и что планировал осуществить?
— Безусловно, он очень сожалел, что пришедшее на его смену руководство страны не стало реализовывать те планы и задачи, которые были поставлены им в области экономического и социального развития. Сожалел, что многие предприятия, такие как завод полупроводников «Кристалл», были заброшены и не завершены, хотя, например, «Кристалл» был готов на 75%. Не был также реализован план по строительству еще 26 гидроэлектростанций на реке Нарын, не были введены в строй предприятия и заводы, заложенные в плане развития страны, перечислять которые можно очень долго.
Скажу вам о самом интересном проекте, который Т. Усубалиев планировал воплотить — ограничить число проживающих в городе Фрунзе до 600-800 тысяч человек, ограничить строительство новых объектов жилого и социального назначений и оставить его как политический и культурный центр страны, при этом перенаправить усилия на развитие городов Токмок, Нарын, Каракол, Ош и Джалал-Абад.
Турдакун Усубалиев на церемонии открытия аэропорта «Манас». ФОТО: пресс-служба Агентства гражданской авиации КР
— Президент страны Сооронбай Жээнбеков недавно заявил о неоценимом вкладе Т. Усубалиева в развитии энергетики Кыргызстана. Что он сам говорил об энергетики страны и в каком направлении он видел ее развитие?
— Как и упоминалось выше, Т. Усубалиев видел строительство еще 26 станций на нарынском каскаде. Это бы служило не только нашей стране, превратив ее в центр гидроэнергетики Центральной Азии, но и значительно улучшило экологию региона и дало бы серьезный импульс в развитии всего региона, которому требуется все больше электроэнергии.
— Ваш дедушка был коммунистом, насколько вы разделяли его политические взгляды? Изменились ли его убеждения после 91 года и развала СССР?
— Действительно, мой дедушка был и остался коммунистом до конца своей жизни. После необоснованных обвинений в 1986 году, его лишили партийного билета. Но, благодаря своей стойкости и упорству, вере в свою правоту, и полной поддержке его семьи, в частности моей матери, которая печатала все его письма и обращения, Т. Усубалиев полностью доказал свою правоту и необоснованность всех обвинений и, к 1989 году, Коммунистическая Партия СССР вернула ему партийный билет. Он оставался у него до конца его жизни.
Что касается меня, то я частично поддерживал и разделяю его убеждения — до сих пор убежден, что без Советской власти, Кыргызский народ и наша страна не смогла бы добиться таких успехов в своем развитии — экономика, культура, искусство. Единственное с чем я не согласен с коммунистами, так это атеизм — мы с дедушкой часто говорили на эту тему.
В разговорах он никогда не отрицал существование Всевышнего, говорил, что он также считает себя мусульманином, однако никогда не осуждал коммунистическую партию за отрицание Бога, за ее политику против религиозности в СССР. Потому, что он был коммунистом и возможно также не был полностью согласен с их идеологией, однако с его уст никогда не звучало осуждение, это были его принципы, которые изменить было невозможно.
— Турдакун Усубалиевич в политической жизни страны принимал самое активное участие, был депутатом ЖК первого и второго созывов. Что он думал о современном парламенте страны и в последующем, о парламентской форме правления в Кыргызстане?
— Т. Усубалиев считал, что необходимо сохранять двухпалатный парламент, как и было прежде — совет народных представителей и законодательное собрание. Это, по его мнению, лучшим образом отражало особенности нашей страны и служило бы интересам народа.
Турдакун Усубалиев депутат Жогорку Кенеша КР в своем кабинете с внуком Эсеном. ФОТО: семейный архив
— Кто-то из депутатов предложил присвоить старой площади имя политика переименовать Первомайский район? А почему именно этот район? Как вы лично относитесь к таким инициативам? Как бы к этому отнесся ваш дед, если бы был жив?
— Общественный Фонд Т. Усубалиева уже выступал по этому поводу и выразил свое категорическое несогласие с переименованиями в городе, в особенности это касается улицы Киевской и районов города. Сам Т. Усубалиев был против любых переименований, и мы в своей деятельности придерживаемся политики его убеждений и принципов.
— Какое самое теплое воспоминание, связанное с Турдакуном Усубалиевичем осталось навсегда в вашей памяти?
— Относительно меня, то это пожалуй, его наши беседы, когда я приезжал на каникулы во время учебы в Москве. Как только я прилетал, я звонил ему, а он в ответ спрашивал, когда я приеду к нему. И когда я приезжал, он подробно расспрашивал меня о учебе, о том, что я видел, куда ходил и моих впечатлениях. Ведь он сам молодые, но трудные годы провел в Москве с 1943 по 1955, когда он и другие слушатели высшей партийной школы совмещали и военную подготовку (в период войны), учебу и работу.
Турдакун Усубалиев с внуком Эсеном и правнуком Таир-Кемалем. ФОТО: семейный архив
Другой памятный момент связан с рождением моего сына — как только я привез его домой, через час раздался телефонный звонок, и мой дед сообщил, что долго стоит на холоде и хочет видеть своего правнука, но не может войти в подъезд. Это было очень трогательно и памятно.
Беседовал Азиз Пиримкулов
Источник: CA-Irnews. Форум корреспондентов Ирана, Центральной Азии и России
Рубрики:Статьи о Т. Усубалиеве
Добавить комментарий